С идеей иллюстрации романа вышла некоторая странность: работы развешены не в соответствии с развитием сюжета, а в какой-то своей, оставшейся за гранью понимания, логике. Возможно, что это и к лучшему, поскольку смысловые акценты расставлены столь же непредсказуемо. Продюсер Евгений Яковлев в своем интервью сказал, что Жаном-Даниэлем Лорье было отснято несколько тысяч кадров, из которых он отобрал 500. Из этих работ творческий коллектив проекта выбрал финальные 50. Возможно, что это оказались наиболее удачные снимки, каждый по отдельности, но за этим выбором потерялась сюжетная линия. В полученной подборке доминируют портреты персонажей, в том числе: групповые портреты рыцарей в сияющих доспехах, навевающие воспоминания о Силах Света от Бекмамбетова.
Исполнившая роль Маргариты Изабель Аджани удивительно неубедительна. Известная французская актриса, снявшаяся в десятках фильмов, награжденная на Каннском кинофестивале, получившая несколько «Сезаров» и номинировавшаяся на «Оскара», — от звезды такого класса ожидался соответствующий уровень игры. Но, увы: она делает большие глаза в лучших традициях немого кино и отстраненное выражение лица — и на этом все. Неожидан и сам выбор 54-летней актрисы на эту роль. Нет, Аджани все еще очень хороша и, в принципе, не являет особого контраста с 33-летним Владимиром Кошевым, играющим Мастера.
Но за сброшенными ей 20—30 годами чувствуется какая-то необъяснимая фальшь, разбивающая очарование образа. При прочтении произведения Булгакова в Маргариту необходимо влюбиться, жить с ней одной жизнью, чувствовать ее кровь в своем пульсе, — лишь тогда мучительный подвиг любящей женщины не пройдет мимо читателя пустой причудой избалованной красотки.
Культурная связь России и Франции имеет давние иммигрантские корни. Белые офицеры, ностальгия, дворянство сверх меры консервирующее былое величие и достоинство. И взгляд из Франции на Россию, да и обратно тоже, традиционно носит идеалистический налет путешествия во времени: к балам, царским особам, блестящим военным и к цыганским романсам. Эти нотки нет-нет, да и проскальзывают в образах героев.Кому-то это идет в плюс — так не испортить аристократичностью Воланда. Но огни табора, незримо встающие за ведьминской ипостасью Маргариты, — решение не из лучших.
Наиболее удачна часть, иллюстрирующая знакомство и отношения Мастера и Маргариты: прекрасная стилизация под 40-е года. Цветные и черно-белые работы гармонично дополняют друг друга, рождая ощущение старого фильма и реальной жизни, о которой он снят.
Кстати, о кино: в одном из залов экспозиции демонстрируется небольшой фильм, сделанный на том же материале что и выставка. Создатели не пошли по простейшему пути демонстрации рабочего процесса фотосессии — это достаточно самостоятельная история, дополненная кадрами из хроники и старых фильмов, с высококачественным монтажом и звуком.
Выставка разместилась в прекрасном старинном Доме Спиридонова. Его роскошные залы, величественная лестница, высоченные потолки и тяжелые резные элементы отделки из темного дерева — превосходная сцена для передачи атмосферы романа Булгакова. К сожалению, организаторы выставки были с ним немилосердны: в одном из красивейших залов затянули окрашенной в черное фанерой элегантные белые стены и прелестное, очень французское, окно. Каре скамеек на первом этаже — несомненная удача, грубая штукатурка в стиле лофт на стендах с историей любви — также весьма кстати.
Выставка открыта до 28 апреля, вход бесплатный. Есть время посетить ее и составить свое мнение об этом нашумевшем проекте, созданном высококлассными профессионалами по одному из величайших литературных произведений.
БУДЕМ РАДЫ УСЛЫШАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ В РАЗДЕЛЕ КОММЕНТАРИЕВ
Администрация WebPhotoSchool