Ночная съемка открывает фотографу мир интересных оптических эффектов и необычных творческих трактовок. Один из плюсов блуждания в потемках – сочетание постоянства и предсказуемости. Ведь ночью не нужно переживать из-за перемен погоды и расположения солнца. Следовательно, планировать снимок можно сколь угодно долго. Или возвращаться к той же ситуации снова и снова.
Искусственный свет по своей природе узконаправлен и зачастую многоцветен. Работать с ним непросто, зато и результаты обрадуют. Применив большую выдержку, можно захватывать отблески фар и проходящих поездов. Причем так, чтобы их присутствие едва угадывалось. А «медленная» вспышка подчеркивает близлежащие объекты, обеспечивая нужную силу рассеянного света. Таким образом, можно сбалансировать сияние города и глубокого вечернего неба, окрашенного в индиго.
Иметь в своем арсенале штатив – это, конечно, хорошо. Но главное – практика, терпение и наблюдательность. Рассчитывать экспозицию непросто, поскольку немногие экспонометры чувствительны в темноте. Да и те рискуют попасть под контрастное влияние несбалансированных источников. Здесь нужен опыт и тонкий подход.
Самое главное – экспериментировать и тогда вы сможете получить необыкновенные эффекты, которые просто недоступны в светлое время суток.Большенство продвинутых камер способны регулировать мощность вспышки, поэтому не стоит опасаться избыточной освещенности. Один из «темных» методов состоит в уменьшении экспозиции через экспокоррекцию.
В стандартном режиме медленной синхронизации после срабатывания вспышки затвор остается открытым. При этом могут возникать проблемы с движущимся объектом. Например, четкий силуэт автомобиля будет замыкать караван из размытых фантомных изображений. В таком случае придется покопаться в документации и поискать альтернативный режим, где вспышка стартует в конце экспозиционного интервала. Его часто называют « синхронизацией по второй шторке». Снимки получаются даже более реалистичными, так как объект фиксируется не в начальной, а в конечной фазе движения.
Вспышка убъет все очарование ночи, если вовремя не переключиться в режим медленной синхронизации. Сбалансировав её с фоновым освещением, вы получите четкий, хорошо иллюминированный объект.
Рассчитываем экспозицию.
Как вычислить оптимальную экспозицию ночного снимка? Можно выставить камеру на Авто, «отстреляться» и посмотреть, что из этого получится. Бывает, что данный подход достаточно информативен, хотя искусственная подсветка угрожает ввести измерительную систему в соблазн недоэкспонирования. Давайте рассмотрим альтернативные варианты.
Компенсация.
Проведите небольшой брекетинг (его ещ называют эксповилкой). Потребность в недоэкспонировании возникает редко, поэтому можно попробовать добавить к экспозиции 1-2 EV. Режим брекетинга позволит осуществить экспозиционную прикидку в пределах величины компенсации.
ЖК-дисплей.
Внимательно рассмотрите отснятый кадр на ЖК-дисплее своей камеры. И хотя во многих смыслах дисплей не является эталоном, тем не менее у вас будет ориентировочная информация насчет того, куда выстрелила ваша эксповилка. При просмотре учитывайте, что уровень внешнего освещения невысок и на этом контрасте картинка на экране будет выглядеть несколько ярче, чем в действительности.
На точке.
Задействуйте опцию точечного экспозамера, если таковая имеется. Дайте крупный план характерного участка и считайте показания. Зафиксируйте измеренные параметры и сделайте «контрольный выстрел».
Пальцем в небо.
Перейдите в ручной режим и «погадайте на экспозиции» - это не так глупо, как может показаться. Ночную картинку переэкспонировать довольно сложно, поэтому выставьте f/5,6 (для примера) и попробуйте выбрать выдержку в пределах 1-10 секунд.
Классические сюжеты.
В ночной тиши случается много любопытного. Вы обязательно это поймете, случайно загулявшись со своей камерой до темноты. К счастью, её дисплей подсвечивается и легко различим. Так что у вас возможность оценить экспозицию и поэкспериментировать с установками.
«Горящие» здания.
При длинной выдержке все прохожие «растворяются», а их «трафик» вырождается в тонкий след.
Размытое движение.
Отличные кадры можно получить на ярмарках или в луна-парках. Круговороты каруселей, море огней. В таких условиях крайне полезен точечный замер экспозиции, ориентированный на специфические объекты.
В гуще толпы трудно установить штатив. Хорошим компромиссом может стать монопод. В противном случае попробуйте опереть камеру на стену или столб. Установите ISO на максимум и приготовьтесь снимать с полной диафрагмой, минимизируя возможные последствия вибрации.
Следы трафика.
Ещё один классический ночной сюжет. Огни проходящих машин сливаются в единый поток света. В зависимости от скорости движения требуется сравнительно большая выдержка.
Выберите учаток дороги, где трафик более-менее упорядочен, и ожидайте часа пик. Переключитесь в ручной режим и комбинируйте до тех пор, пока не найдете правильного сочетания выдержки и диафрагмы. Суть в том, чтобы снимок был недоэкспонированным, но с отчетливыми полосами света.
Авто мчатся, как угорелые, поэтому едва ли вам понадобится экспозиция свыше 10-15 сек. В подобных случаях цифровые выгоды проявляются особенно – результаты экспериментов не заставляют себя ждать.
Отражения.
Ночной дождь фотографу не помеха. Мокнуть всегда приятно, зато не меняется уровень освещенности для «усиления» снимка. Одна из основнях проблем ночной фотографии – наличие обширных затемненных участков. Иногда их оживляют крошечные островки света. Но если асфальт или брусчатка вымокли, они будут отражать иллюминацию зданий и витрин, улучшая композицию и общую атмосферу кадра. Даже если тьма не полностью разойдется, все равно результат заметно улучшится к примеру компенсацией на +1 EV.
Город в сумерках.
Классические городские силуэты – продукт не столько технического мудрствования, сколько выбора оптимального времени и места. Краски вечернего неба можно отобразить лишь в очень короткий промежуток времени. Они мимолетны, как сам закат, вот почему важно разузнать ближайшие планы солнца. Грубо говоря, есть примерно час после его захода перед тем, как увета угаснут полностью.
В сценах такого типа лучше обойтись без компенсации выдержки. При искусственном освещении обычно рекомендуютизрядную выдержку, но в данном случае небо вышло бы размытым. Так что запаситесь временем и проведите брекетинг по экспозиции, если представится такая возможность.
БУДЕМ РАДЫ УСЛЫШАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ В РАЗДЕЛЕ КОММЕНТАРИЕВ
Администрация WebPhotoSchool